Миллиардер построил Ноев ковчег в пустыне, но его эксперимент провалился
Миллиардер построил Ноев ковчег в пустыне, но его эксперимент провалился
Всякий, кто смотрел романтическую комедию «Взрыв из прошлого», наверняка от души смеялся над приключениями юноши, рожденного и выросшего в подземной бункере, построенном его отцом – параноиком, боявшемся ядерного удара. А вот юному Эдварду Бассу было не до смеха, — он с малых лет испытывал непреодолимый страх перед наступлением вселенского апокалипсиса. А когда стал взрослым и заработал свои миллиарды…
В 1987 году в штате Аризона началась стройка. На площади в 10 кв.км был возведен стеклянно-бетонный «бункер», названный «Биосфера-2» (ибо первая биосфера это Земля), стоимостью 150 млн долларов. Руководил его сооружением эколог и инженер Джон Аллен.
Была создана сложная инфраструктура, очищающая воздух и воду под куполом, станция, питающая энергией весь комплекс. Он был поделен на биотопы: тропический лес, «океан», пустыня, мангры, саванна, пруд, поля и огороды, рядом с которыми находились жилые зоны.
В «Биосферу-2» поселили: 8 добровольцев – 4 мужчин и 4 женщин, пресноводных рыб, которых запустили в пруд, 4 коз с козлом, 35 куриц с 3 петухами, 2 свиноматок с 1 хряком.
Колонисты, которых стали называть эконавтами ( бионавтами, биосферианами) должны были прожить в комплексе два года, обеспечивая себя и перерабатывая отходы собственной жизнедеятельности. Среди них был врач, агроном, океанолог и эколог, двое были парой — жених и невеста, в последующем, после окончания эксперимента, они поженились. Сложилась среди эконавтов и еще одна супружеская пара.
26 сентября 1991 года ворота за добровольцами закрылись. Но уже через две недели чистота эксперимента была нарушена: ответственная за ферму Джейн Пойнтер травмировалась, машиной по шелушению риса ей отрубило часть пальца.
Джейн эвакуировали из «бункера», в госпитале ей пришили отрезанную часть пальца и тут же вернули обратно.
Очень скоро организаторы поняли, что идея с натуральным хозяйством провальна. Урожай бионавты собирали хилый, они постоянно голодали. Рыба в пруду сдохла, мясо люди ели один раз в неделю.
Но самым большим испытанием для них стала нехватка кислорода: уже спустя полгода его количество под куполом стало критическим, сократившись на треть, что сказалось на здоровье биосфериан.
Им было трудно ходить, работать и даже думать, они стали раздражительными и даже агрессивными. Вся экосистема рушилась на глазах: в «океане» гибли кораллы, птицы дохли, у коз пропало молоко, а вот насекомые, — тараканы и муравьи, наоборот, плодились, заполняя все биологические ниши и уничтожая скудные запасы людей.
Организаторам пришлось организовать дополнительную подачу кислорода под купол, тем самым окончательно нарушив чистоту эксперимента.
Что касается бионавтов, очень скоро они псхологически выдохлись и перессорились. Одни утверждали, что должны заниматься исключительно научными наблюдениями, а жизнеобеспечением «Биосферы-2» и ее обитателей должны заниматься организаторы эксперимента. Другие выступали за то, чтобы справляться со всем собственными силами.
Люди перестали между собой общаться, более того, враждовать. При этом, после того, как кислородное голодание было устранено, физическое здоровье бионавтов, в отличие от ментального, благодаря таким продуктам, как батат и другие овощи, улучшилось: уровень холестерина и глюкозы упал, выровнялось артериальное давление. Люди потеряли до 18% массы тела, выглядели молодо, улыбались через стекло купола любопытным журналистам и прочим зевакам.
В сентябре 1993, через два года после начала эксперимента, двери «Биосферы-2», были открыты. Из всех биосфериан лишь Джейн Пойнтер согласилась общаться с прессой, остальные отказались.
Однако в последствии все они написал книги о своей жизни в Биосфере-2. Табер Маккаллу и Джейн Пойнтер даже организовали компанию по выпуску… карманных биосфер!
Сегодня «Биосфера-2», прозванная самым грандиозным провалом столетия, передана Университету Аризоны, там проводят экскурсии и экологические исследования.